Результаты образования представляют собой цели, которые нужно осуществить в ходе обучения, тесно связанные с условиями, в которых ведется образовательный процесс. Более того, связь между этими факторами довольно сложна. Цели содержат в себе потребности общества, государства и, конечно, самой личности в образовании. Условия же, в свою очередь, включают в себя возможности государства и общества в обеспечении образования.
В соответствии с требованиями стандарта второго поколения, система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Личностные результаты, достигнутые благодаря освоению общей образовательной программы, должны отражать:
- воспитание чувств патриотизма, толерантности. Знание истории и культуры страны, края, народа. Усвоение демократических ценностей российского общества;
- формирование ответственного отношения к обучению, стремление к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на основе мотивации к обучению и уважительного отношения к труду;
- формирование личностного мировоззрения, учитывающего социальную, культурную, духовную разносторонность современного мира;
- воспитание доброжелательного и уважительного отношения к окружающим людям, их культуре, мировоззрению, мнению, вере, религии, традициям, ценностям народов мира;
- освоение культурных норм, правил поведения и социальной жизни; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни с учетом возрастных рамок;
- развитие морального мировоззрения возможности решения проблем на базе личностного выбора, формирование ответственного и адекватного отношения к собственным поступкам, а также приобретение нравственного поведения;
- формирование коммуникативного опыта в общении и сотрудничестве с людьми различного возраста в каждом виде деятельности;
- правильное осознание и восприятие безопасного образа жизни, а также знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях, в которых здоровье и жизнь людей находятся под угрозой;
- осознание ценности семейных уз в жизни общества и самого человека, полное принятие положений семейной жизни, заботливое отношение к членам своей семьи, а также проявление уважения;
- формирование культурного осознания с помощью изучения наследия мира и России в творческой и художественной деятельности;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели и задачи обучения, стремление к познанию;
- умение выбирать наиболее эффективные способы для достижения целей в обучении;
- умение осуществлять самоконтроль, определять способы действия в определенных условиях и умение корректировать свои действия в зависимости от обстоятельств;
- умение адекватно оценивать собственные возможности в решении той или иной задачи;
- владение основами самооценки, умение принимать решение и делать осознанный выбор;
- умение делать заключения и выводы, логично формулировать свою точку зрения;
- умение создавать символы, знаки, модели и схемы, а также преобразовывать и применять их в решении познавательных и учебных задач;
- владение смысловым чтением;
- умение строить рабочий план, сотрудничать с преподавателями и сверстниками, умение отстаивать свою точку зрения и позицию;
- готовность использовать речевые средства и обороты в соответствии с определенной ситуацией, владениемонологической речью и умение грамотно вести диалог;
- быть в курсе последних новинок в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ – компетенция);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике и профессиональной ориентации.
«Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования» [Примерная программа [официальный сайт]. URL: http://standart.edu.ru].
В ходе образования в соответствии с ФГОС ООО второго поколения обучающийся будет иметь:
- личностное развитие, включающее приобретение эмоциональных, физических, нравственных и эстетических качеств, ценностей и ориентаций;
- социальное развитие, включающее воспитание патриотических, гражданских и демократических убеждений, приобретение базовых социальных практик;
- общекультурное развитие, включающее изучение базовой информации о науке, мировой и отечественной культуры;
- интеллектуальное развитие, включающее готовность к самообразованию, приобретение стратегий и способов учения, умение работать совместно с методологией познания, а также развитие интеллектуальных качеств;
- коммуникативное развитие, включающее развитие способности грамотно, свободно и четко вести диалог на иностранном и родном языках, овладение невербальной и вербальной коммуникациями.
Следовательно, с помощью введения федерального государственного образовательного стандарта будет возможно:
- введение единых требований к программам образования и условиям их реализации на территории Российской Федерации;
- создать более объективный контроль за деятельностью образовательных учреждений, а также повысить требовательность к разработке образовательного содержания;
- поощрять академическую свободу образовательных учреждений и принимать во внимание особенности образовательных программ, подготавливать научно-педагогические кадры.
Все вышеперечисленное способствует высокому качеству образования и повышению значимости российского образования, что приведет к улучшению качества жизни и благосостояния россиян в целом.
Основной результат образования благодаря ФГОС ООО – это овладение универсальными учебными действиями, позволяющими ставить и решать важные жизненные задачи.
Ниже приводятся результаты, которые будут сформированы у выпускников основной школы при изучении иностранного языка с учетом программы ФГОС ООО:
- приобретение мотивации к изучению иностранного языка и стремление к развитию в этой области;
- понимание всей важности и осознание возможностей самореализации посредствам иностранного языка;
- желание совершенствовать речевую культуру;
- формирование коммуникативных навыков и межкультурного общения;
- развитие целеустремленности, трудолюбия, воли, дисциплинированности и прочих качеств, соответствующих современному порядочному гражданину своей страны;
- стремление к пониманию культуры своей страны, готовность содействовать ознакомлению с ней людей других стран; толерантное и уважительное отношение к чужой культуре; осознание себя гражданином своей страны;
- умение отстаивать свою гражданскую позицию, ценности.
Метапредметные результаты изучения иностранного языка в основной школе при обучении с учетом ФГОС ООО:
- умение строить и планировать свое речевое и неречевое поведение;
- умение управлять коммуникативной ситуацией, взаимодействовать с окружающими, применять на себя различные социальные роли;
- умение работать с информацией, используя исследовательские учебные действия: поиск и обобщение нужной информации, выделение общего и частного;
- развитие смыслового чтения, при этом, используя умения определять точно тему, содержание текста, прогнозировать его, выделять основную мысль, устанавливать логические цепочки основных фактов;
- регулярно заниматься самоконтролем, самооценкой своихдействий и умений в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные результаты, освоенные выпускниками основной школы по программе «Иностранный язык» с учетом ФГОС ООО:
- приобретение речевой компетенции в следующих видах деятельности:
- в говорении:
- начинать и поддерживать диалоги в различных ситуациях с соблюдением норм речевого этикета, при необходимости уточняя и переспрашивая;
- задавать вопросы собеседнику и отвечать на вопросы, заданные им, высказывая при этом свое мнение по заданной теме;
- рассказывать о себе, своих друзьях, семье, интересах, планах на будущее;
- уметь рассказать о своей стране, городе (селе), а также о стране изучаемого языка;
- владеть навыком описания конкретных событий, передавая основное содержание; уметь передать основную мысль прочитанного, выражать свою точку зрения по поводу услышанного (прочитанного), уметь кратко охарактеризовать персонажей.
В аудировании:
- воспринимать на слух иностранный язык и понимать о чем говорят одноклассники, учитель;
- понимать и воспринимать на слух основную мысль и содержание аудио- и видеотекстов с различными коммуникативными типами речи;
- выборочно понимать и воспринимать на слух тексты, речь, при этом выделяя необходимую и значимую информацию.
В чтении:
- читать тексты различных жанров и направлений преимущественно с пониманием основной темы;
- читать несложные тексты различных стилей с точным и полным пониманием прочитанного, используя при этом выборочный перевод и языковую догадку, а также с применением справочных материалов, словарей, выражать свое мнение по прочитанному;
- читать аутентичные тексты с пониманием выборочной информации.
В письменной речи:
- уметь правильно заполнять формуляры и анкеты;
- уметь грамотно писать письма, поздравления, с использованием речевого этикета, установленного в стране изучаемого языка;
- уметь составлять тезисы, планы, а также кратко излагать результаты проектной деятельности.
|