Главная » Статьи » ФГОС

Специфика уроков иностранного языка

    Урок иностранного языка особо специфичен, что учитель данного предмета не может не учитывать. В настоящее время основной целью овладения иностранным языком является приобщение к культуре носителей этого языка, взаимодействие культур. Это достигается посредством формирования способности к межкультурной коммуникации. Организованное на этой основе преподавание является отличительной особенностью урока иностранного языка. 


      «Иноязычное общение основано на теории речевой деятельности, поскольку речевое общение служит решению задач продуктивной человеческой деятельности в условиях общения людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка» [Никитенко 2007: 15]. 


    Создание положительных условий для развития личности является основным составляющим деятельностной сущности обучения иностранному языку: 

  • возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения; 
  • фокусирование внимания на говорящем; 
  • чувство безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания; 
  • соответствие материала возможностям говорящего. 


      При таком подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, которые снижают мотивацию учащихся, вынуждают переключать внимание на другие, более благополучные виды деятельности, не относящиеся к учебному процессу. 


      Коммуникативное обучение заключается в формировании готовности и способности к речевому общению, подготавливающее учащихся на попадание в другое культурное пространство. Нетрадиционные формы проведения занятий становятся свойственными для такого обучения. 


          Основы коммуникативной компетенции, которые необходимы для дальнейшего развития и совершенствования иностранного языка, закладываются в школе на начальном этапе обучения. Для этого необходимо достаточно много времени, ведь ученикам нужно сразу ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. По ФГОС ООО они должны научиться понимать иноязычную речь на слух, выражать свои мысли с помощью изучаемого языка, читать и понимать иноязычный текст, а также писать, используя графику и орфографию иностранного языка. «Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем» [Рогова 2000: 27]. 


         Также, начальный этап важен потому, что от того, как пойдет обучение на этом этапе, зависит дальнейшее овладение языком на последующих этапах. «Кроме того, именно на начальном этапе реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями» [Рогова 2000: 41]. 


           Построение начального этапа обучения может быть различным относительно организации урока, подобранного языкового материала, его объема, последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи, особенностей условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс, раскрывается потенциальные возможности данного предмета в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, которые стоят перед школой.

 
        Содержание и организация проведения урока иностранного языка определяют силу воздействия на обучающихся. В современных условиях для повышения продуктивности урока иностранного языка существует множество возможностей


          Одними из них является обучение школьников приемам учения, способам познания иностранного языка, которые необходимы для рациональной самостоятельной работы учащихся. Овладение любым предметом, а иностранным языком в особенности, возможно лишь при активной деятельности ученика, его вовлечении в речевую деятельность.

 
    Возникновение трудностей в обучении для учителя и самих учеников обусловлено тем, что у школьников отсутствует естественная потребность и необходимость в пользовании изучаемым языком в повседневном общении. Потребность в изучении иностранного языка может возникнуть лишь при способной вызывать высокую мотивацию организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечит не только их активность на уроке, но и сохранит свою воздейственную силу и во внеурочное время. «Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель и как учатся у него школьники» [Махмутов 1981: 25]. 


     Создание положительной мотивации в изучении иностранного языка достигается с помощью использования приемов, вызывающих личную заинтересованность в выполнении заданий. 


       Тщательная подготовка к уроку – другая возможность повысить его продуктивность. Овладение языком осуществляется, прежде всего, на уроке. Современный урок иностранного языка это сложный комплекс действий, подготовка и проведение которого требуют от учителя большой затраты творческих сил. 


        На каждом уроке учащиеся должны получить что-то новое к уже освоенному. Это может выразиться в усвоении новых слов, новой грамматики, в приобретении знаний о культуре страны изучаемого языка. 


     Также, как еще одну возможность повышения эффективности урока иностранного языка, можно рассматривать глубокое понимание учителем того, что от него ожидают дети. 


     В глазах школьников учитель – носитель преподаваемого им иностранного языка. Следовательно, хорошее практическое владение языком – первое, что ожидают учащиеся от учителя. Кроме того, учитель знакомит школьников с культурой народов стран изучаемого языка, с их памятниками культуры, выдающимися деятелями, писателями, художниками, традициями и т.д. 


       Учитель развивает, воспитывает и образовывает учащихся. Он вдохновляет школьников на изучение иностранного языка, создает атмосферу для овладения им, обеспечивая продвижение школьников вперед. 


  Необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся между собой, а так же учащихся с учителем для организации продуктивного усвоения языка.

 

 

Категория: ФГОС | Добавил: RNA (27 Ноября 2016) | Автор: Разуваева Н.А.
Просмотров: 346 | Теги: ФГОС иностранный язык, ФГОс, соответствие с ФГОС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar