Главная » Статьи » ФГОС

Планирование уроков иностранного языка

       «Урок – основное звено учебного процесса, в котором отражаются цели обучения иностранному языку – практические, развивающие, воспитательные» [Азимов 1999: 240]. 


    Эффективность урока напрямую зависит от его планирования. Планирование «это деятельность, направленная на определение целей и задач организации урока» [Азимов 1999: 243]. Определение основных видов деятельности и получение результатов заключены в сущности планирования.

  
  Любое занятие – это система учебно-воспитательной и организационной деятельности преподавателя вкупе с учебно-познавательной деятельностью учащихся, каждая из которых направлена на достижение результата. То, как видит преподаватель конечный результат урока и каковы должны быть результаты в итоге изучения отдельной темы должно быть отражено в цели каждого занятия. 


      Постановка главной цели занятия является основной проблемой учителя в образовательном процессе. При определении главной цели следует опираться на перечень умений, знаний и навыков, представленных в программе, но необходимо конкретизировать их с учетом условий обучения, уровня обученности учащихся и т.д. Определить основную цель урока – значит установить, чему этот урок будет посвящен. Это может быть изучение нового материала, закрепление, повторение, систематизация или проверка усвоения учебного материала. Конечно, урок может иметь и несколько целей. 


   Планирование урока иностранного языка – важное условие эффективного проведения занятия. Таким образом, планирование может стать причиной успеха или неудач в работе. 


    При подготовке к уроку учитель должен тщательно отобрать языковой, текстовый, тематический материал, продумать все этапы урока и способы перехода между ними, предусмотреть методические приемы, режимы работы, подобрать вспомогательный материал. Учитель, работающий не первый год, имеет возможность просмотреть прошлогодний план такого же урока, чтобы проанализировать, что из запланированного он не успел сделать тогда, какие методические приемы ему не удалось осуществить, и почему. Кроме того, учитель не должен забывать не только о последних методических достижениях, но и о личном опыте своих коллег и своем собственном. 


      После проведенной подготовительной работы, учитель составляет план-конспект урока, предусматривая в нем следующие пункты

  1. Определение задач урока и подготовка материала. 
  2. Планирование начала урока. 
  3. Планирование основной части урока и его заключения. 

 

        В первый этап планирования урока входит: 

  • определение названия урока, связанное с материалом урока, его содержанием; 
  • тематика: указываются все темы, затрагиваемые на уроке. В коммуникативной методике изучение тем происходит циклично или по спирали, то есть одна и та же тема обсуждается постоянна на протяжении всего курса обучения, но с каждым разом более углубленно; 
  • определение задач урока обусловлено общими коммуникативными целями, имеющими свое определенное место среди целей и задач обучения. Общая цель – обучение иноязычной культуре, то есть приобретение таких умений как понимание информации, прием и передача информации посредством речевой и письменной деятельности. Каждый вид этой деятельности является сложным умением, включающим в себя комплекс простых умений. Их формирование – основная задача обучения, из них и выбираются конкретные задачи урока, которые ставятся перед учащимися; 
  • отбор языкового материала – материал по теме урока, необходимый для реализации задач урока. Этот материал, содержащийся в учебнике, текущем плане, дополняется учителем в зависимости от коммуникативных потребностей учащихся; 
  • выбор аудиовизуальных средств на уроке. 


     После проделанной вышеописанной работы, в плане-конспекте урока детально расписывается ход урока, в котором отражаются все этапы и под-этапы, и указывается все, что будет делать учитель, используя при этом определенный материал, как он это будет делать, с помощью каких методов работы и в какой последовательности будет их использовать. В индивидуально-групповой работе, учитель предусматривает, что будет делать один ученик (группа учеников), и что в это время будут делать остальные. Также в плане-конспекте урока учитель намечает, какие методы контроля он будет использовать. 


      Таким образом, план-конспект представляет собой подробный план урока, в котором расписаны все инструкции и пояснения на иностранном языке. Для начинающего учителя особенно важно такое детальное планирование каждого урока, которое он сможет использовать в следующем году как опору для планирования такого же урока. 


    При планировании урока особенно тщательно необходимо продумывать его начальный этап. От того, как учитель начнет урок, насколько заинтересует учащихся, зависит психологический настрой и успех всего урока. 


    Данный этап включает в себя две части: мотивирующее коммуникативное задание и ознакомление учащихся с названием урока, его тематикой и задачами. 


  Мотивирующее коммуникативное задание способствует привлечению внимания школьников к иноязычному общению, пробуждению в них интереса и служит переходом к основной части урока. Своими действиями и высказываниями учитель должен заинтриговать учеников, вызвать у них интерес к тому, что будет происходить на уроке. Это может быть обсуждение важного события в жизни класса, беседа о каком-либо случае, событии, человеке, игра или ситуация, в ходе которых будет употребляться изучаемая грамматика, лексика или фонетика. 


       Далее происходит ознакомление учащихся с названием урока, тематикой, поставленными перед ними задачами. На этом этапе учитель наиболее наглядно будет использовать доску, на которой будет указана тема урока, цели и задачи, необходимые для достижения. 


      Это облегчит переход к основному этапу, где будут решаться поставленные задачи, с помощью соответствующих видов деятельности, которые можно систематизировать и выделить наиболее типичные, предполагающие выполнение комплекса определенных процедур. Знание этих постоянных процедур позволит учителю затрачивать меньше времени на планирование уроков. 


       На заключительном этапе урока можно разучивать стихи, песенки, скороговорки, что оставит хорошее впечатление от урока. Подведение итогов урока можно предоставить ученикам, которые расскажут о том, чему они научились, а также оценят себя. 


      На каждый этап урока учитель должен выделить определенное время, так, чтобы большая его часть была отведена условно-речевым и речевым упражнениям. На каждом этапе урока необходимо предусмотреть переход от элементарных высказываний к более сложным, приближающимся к естественной речи. Также, важно, чтобы переходы от одного этапа к другому были коммуникативно направлены. И всё это отражается в плане-конспекте урока.

 

Категория: ФГОС | Добавил: RNA (27 Ноября 2016) | Автор: Разуваева Н.А.
Просмотров: 486 | Теги: ФГОС иностранный язык, планирование урока по ФГОС, ФГОс | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar