Главная » Статьи » ФГОС |
В 2005 году правительство Российской Федерации решило начать разработку нового стандарта общего образования второго поколения.
Основа стандарта – новая структура его создания, построенная на новых принципах. Образовательный стандарт второго поколения в отличие от стандарта первого поколения отражает не только требования к образованию, выдвинутые обществом, семьей, государством, но и представляет собой ряд требований к содержанию основных образовательных программ, к полученным результатам, вследствие их освоения и их реализации, которые невозможны без развития обучающегося в профессиональной и личностной сфере. Авторы нового стандарта убеждены, что при составлении нужно точно знать цели, задачи и требования системы образования России, которые предъявляет государство, общество, семья. В связи с этим, исходя из положений ФГОС ООО, «Новый стандарт – это ресурс, являющийся одновременно и собранием информационно-справочных материалов о ходе реализации проекта, и открытой площадкой для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования».
Опора на результат образования – одна из отличительных черт стандарта второго поколения по сравнению со стандартом первого поколения. Образовательный стандарт строится на задачах, с которыми предстоит иметь дело выпускнику во взрослой жизни.
В стандарте второго поколения четко описано, каким должен быть выпускник общеобразовательной школы:
Также отличительной особенностью нового стандарта по сравнению со стандартом первого поколения является его деятельностный характер, главной целью которого является развитие личности учащегося. Система образования отходит от стандартного обучения в виде получения знаний, умений и навыков. Смысл стандарта второго поколения – привить ученику реальные виды деятельности, которыми ему предстоит заниматься, что не было упомянуто в стандарте первого поколения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде метапредметных, предметных и личностных результатов.
Всегда школа занималась воспитанием учащихся, но только в стандарте нового поколения четко поставлены результаты воспитания, чего не было в стандарте первого поколения: чувство ответственности, толерантность, стремление к обучению, уважение чужой гражданской позиции, самосовершенствование и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
«Универсальные учебные действия (УУД) – неотъемлемая часть нового стандарта. «Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы основного общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе основной школы» [Примерная программа [официальный сайт]. URL: http://standart.edu.ru].
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Данный элемент также является одной из отличительных черт ФГОС ООО второго поколения от первого.
Подводя итог, можно обобщить, что стандарт второго поколения имеет более глубокие цели по сравнению со стандартом первого поколения. Он рассчитан не только на учебную сферу деятельности обучающихся, но и на их нравственное воспитание, привитие подрастающему поколению черт интеллигентного, воспитанного и образованного гражданина своей страны.
| |
Просмотров: 2085 | | |
Всего комментариев: 0 | |