Отличительной чертой содержания обучения иностранному языку в основной школе является динамика развития школьников. Существуют два этапа: 5 – 7 и 8 – 9 классы. К концу обучения в основной школе у школьников появляется стремление к самоопределению. Они задумываются, где им продолжать учиться, кем они хотят стать, какой профиль выбрать.
Предпрофильная подготовка призвана помочь школьнику с решением этих вопросов, она выявляет склонности ребенка к тому или иному предмету, она также определяет место иностранного языка в дальнейшем обучении ребенка: иностранный язык становится либо базовым предметом, либо будет выступать как профильный предмет.
С учетом ФГОС ООО второго поколения у учебного предмета «Иностранный язык» имеются три содержательные линии. Первая – это коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, вторая – языковые средства и навыки оперирования ими, и последняя содержательная линия – это социокультурные знания и умения. Методика преподавания иностранного языка должна строиться на основной линии – на коммуникативных умениях, что и является результатом овладения иностранным языком на данном этапе. Формирование коммуникативных данных невозможно без овладения языковыми средствами, без умения использовать их в процессе говорения, письма, чтения и аудирования. Следовательно, языковые знания и умения – это и есть часть вышеперечисленных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в межкультурной коммуникации. Все три содержательные линии связаны между собой, и отсутствие хотя бы одной из них приведет к нарушению единства учебного предмета «Иностранный язык».
С учетом ФГОС ООО второго поколения учитель должен выбрать такую методику преподавания иностранного языка, чтобы привить обучающимся языковую компетенцию, что означает овладение языковыми средствами, подразумевая:
- овладение правилами написание слов в основной школе и их применение;
- правильность произношения и различие на слух иностранных слов, соблюдение ударения;
- соблюдение интонации в зависимости от типа предложения (вопросительное, утвердительное, отрицательное, побудительное); умение разделять предложения на смысловые группы;
- умение различать основные способы словообразования (словосложения, аффиксации, конверсии);
- понимание многозначных слов, умение определять конкретное значение многозначного слова, ориентироваться в синонимах, антонимах;
- знание признаков изученных грамматических явлений, употребление в речи основных морфологических форм;
- умение различать систему родного языка от системы иностранного языка.
Признаки, относящиеся к социокультурной компетенции:
- знание особенностей своей страны, неречевого и речевого поведения в своей стране, а также в стране изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях;
- свободное владение репликами-клише, принятыми в стране изучаемого языка, употребление реплик-клише в соответствии с нормами речевого этикета страны;
- знание и употребление поговорок, пословиц в соответствии с ситуацией общения;
- быть в курсе основных образцов публицистической, художественной литературы;
- иметь представление о быте, образе жизни людей, проживающих в стране изучаемого языка, также быть осведомленным о достопримечательностях и известных личностях страны изучаемого языка;
- знать сходства и различия между своей страной и страной изучаемого языка;
- понимать всю значимость владения иностранным языком в современном мире.
При правильном выборе методики преподавания иностранного языка обучающийся должен ориентироваться в ряде сфер.
В познавательной сфере обучающиеся должны уметь:
- сравнивать языковые явления родного и иностранного языков;
- применять учебные навыки при работе с текстом в зависимости от коммуникативной задачи;
- работать по образцу в построении собственного высказывания с учетом пройденного материала;
- работать индивидуально и совместно с кем-то при подготовке проектной работы;
- работать со справочными материалами (толковыми словарями, грамматическими справочниками, лингвострановедческими справочниками);
- самостоятельно овладевать приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
С учетом ФГОС ООО в ценностно-ориентационной сфере обучающиеся должны:
- уметь использовать изучаемый иностранный язык для выражения эмоций и чувств;
- уметь достичь взаимопонимания с носителями изучаемого языка в ходе письменного и устного общения;
- осознать места и роли иностранного и родного языков как средства познания, общения и самореализации;
- приобщаться к мировой культуре через информацию на иностранном языке, а также через участие в школьных обменах и молодежных форумах.
В эстетической сфере с учетом ФГОС ООО школьники средней школы должны:
- стремиться к познанию художественного творчества на иностранном языке;
- развивать чувства прекрасного при обсуждении современных тенденций в музыке, литературе и культуре.
В трудовой сфере учащиеся средней школы должны освоить:
- умение планирования своего учебного труда;
- работу с учетом намеченного плана.
С учетом физической сферы обучающиеся средней школы должны стремиться к здоровому образу жизни, а именно: заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим труда и отдыха.
Однако нужно учитывать ряд принципов при выборе методики преподавания, а именно: доступность, посильность, наглядность (использование на уроке картинок, схем, действий, жестов, вербальных и иллюстративных опор), вариативность, прочность (переход от простого к сложному), активность (стимулировать детей к активной работе на уроке, создавая мотивы каждого речевого и неречевого действия детей, не затягивать этапы урока, иметь всегда под рукой дополнительные задания для сильных учеников), сознательность (дети овладевают языком осознанно, а не на основе имитации), соблюдение баланса между активными заданиями и монотонными, письменными и устными, создание благоприятной и комфортной атмосферы на уроке, что достигается использованием различных педагогических приемов и технологий (чувство юмора, уважение к детям, терпимость, похвала и поощрение, деликатное исправление ошибок, внедрение различных форм обучения: групповых, парных, коллективных, проектных).
Но есть и специфические принципы, характерные только для обучения иностранному языку: принцип учета русского языка, принцип дифференциации (дифференцируются приемы работы по обучению различным видам речевой деятельности, исходя из особенностей каждой из них) и интеграции (обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано, с учетом содержания других предметов, как по линии усвоения знаний, так и по линии деятельности и ее элементов).
Иностранный язык как учебный предмет входит в образовательную область «Филология» вместе с литературой и родным языком, прививая основу филологического образования и формируя культуру школьника в области коммуникации.
«Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования. Объем инвариантной части от указанного количества часов составляет 395 часов, т.е. 75% учебного времени. Остальные 25% учебного времени составляют вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ» [Примерная программа [официальный сайт]. URL: http://standart.edu.ru].
Однако в ряде нескольких школ Российской Федерации отводиться более 3 часов в неделю для изучения иностранного языка, что позволяет более интенсивно и углубленно изучить предмет.
Различные условия обучения делают возможным создать тематическое планирование по иностранному языку в двух разных вариантах.
Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающих успешный переход на новый федеральный стандарт общего образования.
|