Главная » Статьи » ФГОС

Методика проведения урока иностранного языка с учетом ФГОС ООО

        Отличительной чертой содержания обучения иностранному языку в основной школе является динамика развития школьников. Существуют два этапа: 5 – 7 и 8 – 9 классы. К концу обучения в основной школе у школьников появляется стремление к самоопределению. Они задумываются, где им продолжать учиться, кем они хотят стать, какой профиль выбрать. 


  Предпрофильная подготовка призвана помочь школьнику с решением этих вопросов, она выявляет склонности ребенка к тому или иному предмету, она также определяет место иностранного языка в дальнейшем обучении ребенка: иностранный язык становится либо базовым предметом, либо будет выступать как профильный предмет.

 
    С учетом ФГОС ООО второго поколения у учебного предмета «Иностранный язык» имеются три содержательные линии. Первая – это коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, вторая – языковые средства и навыки оперирования ими, и последняя содержательная линия – это социокультурные знания и умения. Методика преподавания иностранного языка должна строиться на основной линии – на коммуникативных умениях, что и является результатом овладения иностранным языком на данном этапе. Формирование коммуникативных данных невозможно без овладения языковыми средствами, без умения использовать их в процессе говорения, письма, чтения и аудирования. Следовательно, языковые знания и умения – это и есть часть вышеперечисленных сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в межкультурной коммуникации. Все три содержательные линии связаны между собой, и отсутствие хотя бы одной из них приведет к нарушению единства учебного предмета «Иностранный язык». 


      С учетом ФГОС ООО второго поколения учитель должен выбрать такую методику преподавания иностранного языка, чтобы привить обучающимся языковую компетенцию, что означает овладение языковыми средствами, подразумевая: 

  1. овладение правилами написание слов в основной школе и их применение; 
  2. правильность произношения и различие на слух иностранных слов, соблюдение ударения; 
  3. соблюдение интонации в зависимости от типа предложения (вопросительное, утвердительное, отрицательное, побудительное); умение разделять предложения на смысловые группы; 
  4. умение различать основные способы словообразования (словосложения, аффиксации, конверсии); 
  5. понимание многозначных слов, умение определять конкретное значение многозначного слова, ориентироваться в синонимах, антонимах; 
  6. знание признаков изученных грамматических явлений, употребление в речи основных морфологических форм; 
  7. умение различать систему родного языка от системы иностранного языка. 


        Признаки, относящиеся к социокультурной компетенции

  1. знание особенностей своей страны, неречевого и речевого поведения в своей стране, а также в стране изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях; 
  2. свободное владение репликами-клише, принятыми в стране изучаемого языка, употребление реплик-клише в соответствии с нормами речевого этикета страны; 
  3. знание и употребление поговорок, пословиц в соответствии с ситуацией общения; 
  4. быть в курсе основных образцов публицистической, художественной литературы; 
  5. иметь представление о быте, образе жизни людей, проживающих в стране изучаемого языка, также быть осведомленным о достопримечательностях и известных личностях страны изучаемого языка; 
  6. знать сходства и различия между своей страной и страной изучаемого языка; 
  7. понимать всю значимость владения иностранным языком в современном мире. 


    При правильном выборе методики преподавания иностранного языка обучающийся должен ориентироваться в ряде сфер. 


        В познавательной сфере обучающиеся должны уметь: 

  1. сравнивать языковые явления родного и иностранного языков; 
  2. применять учебные навыки при работе с текстом в зависимости от коммуникативной задачи; 
  3. работать по образцу в построении собственного высказывания с учетом пройденного материала; 
  4. работать индивидуально и совместно с кем-то при подготовке проектной работы; 
  5. работать со справочными материалами (толковыми словарями, грамматическими справочниками, лингвострановедческими справочниками); 
  6. самостоятельно овладевать приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков. 


  С учетом ФГОС ООО в ценностно-ориентационной сфере обучающиеся должны: 

  1. уметь использовать изучаемый иностранный язык для выражения эмоций и чувств; 
  2. уметь достичь взаимопонимания с носителями изучаемого языка в ходе письменного и устного общения; 
  3. осознать места и роли иностранного и родного языков как средства познания, общения и самореализации; 
  4. приобщаться к мировой культуре через информацию на иностранном языке, а также через участие в школьных обменах и молодежных форумах. 

 

      В эстетической сфере с учетом ФГОС ООО школьники средней школы должны: 

  1. стремиться к познанию художественного творчества на иностранном языке; 
  2. развивать чувства прекрасного при обсуждении современных тенденций в музыке, литературе и культуре. 

 

        В трудовой сфере учащиеся средней школы должны освоить: 

  1. умение планирования своего учебного труда; 
  2. работу с учетом намеченного плана. 

 

    С учетом физической сферы обучающиеся средней школы должны стремиться к здоровому образу жизни, а именно: заниматься спортом, правильно питаться, соблюдать режим труда и отдыха. 


    Однако нужно учитывать ряд принципов при выборе методики преподавания, а именно: доступность, посильность, наглядность (использование на уроке картинок, схем, действий, жестов, вербальных и иллюстративных опор), вариативность, прочность (переход от простого к сложному), активность (стимулировать детей к активной работе на уроке, создавая мотивы каждого речевого и неречевого действия детей, не затягивать этапы урока, иметь всегда под рукой дополнительные задания для сильных учеников), сознательность (дети овладевают языком осознанно, а не на основе имитации), соблюдение баланса между активными заданиями и монотонными, письменными и устными, создание благоприятной и комфортной атмосферы на уроке, что достигается использованием различных педагогических приемов и технологий (чувство юмора, уважение к детям, терпимость, похвала и поощрение, деликатное исправление ошибок, внедрение различных форм обучения: групповых, парных, коллективных, проектных). 


     Но есть и специфические принципы, характерные только для обучения иностранному языку: принцип учета русского языка, принцип дифференциации (дифференцируются приемы работы по обучению различным видам речевой деятельности, исходя из особенностей каждой из них) и интеграции (обучение языковым средствам общения происходит не раздельно, а взаимосвязано, с учетом содержания других предметов, как по линии усвоения знаний, так и по линии деятельности и ее элементов). 


     Иностранный язык как учебный предмет входит в образовательную область «Филология» вместе с литературой и родным языком, прививая основу филологического образования и формируя культуру школьника в области коммуникации. 


    «Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 525 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета «Иностранный язык» на этапе основного (общего) образования. Объем инвариантной части от указанного количества часов составляет 395 часов, т.е. 75% учебного времени. Остальные 25% учебного времени составляют вариативную часть программы, содержание которой формируется авторами рабочих программ» [Примерная программа [официальный сайт]. URL: http://standart.edu.ru]. 


      Однако в ряде нескольких школ Российской Федерации отводиться более 3 часов в неделю для изучения иностранного языка, что позволяет более интенсивно и углубленно изучить предмет. 


  Различные условия обучения делают возможным создать тематическое планирование по иностранному языку в двух разных вариантах.


   Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающих успешный переход на новый федеральный стандарт общего образования.

 

Категория: ФГОС | Добавил: RNA (27 Ноября 2016) | Автор: Разуваева Н.А.
Просмотров: 392 | Теги: ФГОС иностранный язык, ФГОс, проведение урока с учетом ФГОС | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar