«Учитель – личность, которая организует и реализует учебно-воспитательный процесс в школе; человек, который имеет специальную подготовку и профессионально занимается педагогической деятельностью» [Большая 1943: 491]. Стоит уделить внимание слову «профессионально», так как непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются почти все люди. Но учителя отличаются тем, что они знают, что, где и как нужно делать, их действия соответствуют педагогическим законам, и они несут ответственность за качество исполнения своего профессионального долга.
«Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений» [Коджаспирова 2003: 87]. Конечно же, основные направления приложения педагогических усилий – это обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся, но все же главная функция учителя – управление этими процессами. Учитель призван руководить процессами обучения и воспитания.
Важнейшая социальная функция педагога – формирование личности, помощь в приспособлении к изменяющемуся обществу, а значит, педагогу необходимо хорошо ориентироваться в современной жизни и предвидеть события, которые могут быть в предстоящей. Формирование черт личности происходит долгие годы, поэтому приобщать детей к культуре – физической, нравственной, экологической, культуре общения – педагоги начинают с дошкольного возраста.
Воспитанник постоянно развивается, меняется. Кроме педагога на него оказывают влияние средства массовой информации, сверстники. В связи с этим, педагогу необходимо строить свою работу с учетом этих особенностей
Учительская должность, главным образом характеризуется ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства в целом – учитель не имеет права на ошибку.
В педагогике и психологии выделяют множество мнений о профессиональных функциях учителей. Особый интерес представляет мнение ученых Ю.Н. Кулюткина и Г.С. Сухобской. Они считают, что учитель на разных этапах учебно-воспитательного процесса выступает в разных функциях. Сначала – в роли практического исполнителя собственных планов, затем – в роли методиста и исследователя.
Дадим краткую характеристику основным профессиональным функциям педагога.
Воспитательная функция – основная и непрерывная функция любого педагога. Формирование и развитие разносторонней и гармонично развитой личности происходит благодаря именно воспитанию.
Обучающая функция – важнейшая профессиональная функция педагога, так как обучение – это главное средство воспитания. Посредством обучения, у учеников, в первую очередь, развиваются интеллектуальные и познавательные способности, но также формируется нравственное и правовое сознание, эстетические чувства, экологическая культура, трудолюбие, духовный мир.
Коммуникативная функция – функция, без которой педагогическая деятельность невозможна. Только с помощью общения, педагог воздействует на учеников, координирует свои действия с коллегами, родителями учащихся, ведет всю учебно-воспитательную работу.
Организаторская функция – необходимая функция педагога. Учитель каждый день в своей работе сталкивается с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему необходимо согласовывать действия разного характера, для каждого ученика найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его способности. Педагогу нужно решать, какие занятия, где и когда провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какие принадлежности понадобятся. Только хорошая организация воспитательного процесса может обеспечить высокий результат.
Коррекционная функция заключается в постоянном отслеживании, диагностике учебно-воспитательного процесса, оценке промежуточных результатов. Результат не часто соответствует изначальным желаниям, поэтому учителю в ходе работы приходится вносить изменения в свои намеченные действия и действия воспитанников, искать пути
достижения цели. Если на основе диагностики не корректировать учебно-воспитательный процесс, то его результат окажется непредсказуемым.
Но необходимо отметить, что профессиональные функции педагога рассмотреть отдельно можно только условно, а на самом деле они взаимосвязаны. Таким образом, обучающая функция является частным случаем воспитательной, коммуникативная обслуживает все другие, организаторская соотносится со всеми предыдущими и коррекционная является условием успеха всей учебно-воспитательной деятельности и, значит, связана с соответствующими функциями.
Помимо функций, у учителя есть свои должностные обязанности, которые он должен выполнять. Должностные обязанности отражаются в должностной инструкции. Именно в ней отражены все требования, обязанности, права и ответственность учителя. К основным должностным обязанностям учителя иностранного языка относятся контроль ведения учениками тетрадей, проверка учителем работ в тетрадях, проведение и проверка контрольных работ, ведение различных графиков.
Учитель не только учит детей, но и сам постоянно пополняет свои знания, совершенствует свое мастерство. Это необходимо для педагогической профессии, для того чтобы всегда было что отдавать другим.
|